1. Организационный момент.
- Поприветствуйте гостей.
2. Устный опрос.
- На доске «спряталось» слово.
- Чтобы узнать, какое слово «спряталось», вы должны ответить на 6 вопросов.
- Каждый правильный ответ даёт право открыть одну букву.
- Работаем в парах.
- Назови формообразующие суффиксы глаголов.
- Как узнать какой суффикс пишется перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени.
- Назови порядок разбора слова.
- Какая часть слова не входит в основу слова.
- Какая часть слова несёт смысловую нагрузку? Почему?
- Что общего между приставкой и суффиксом? В чём отличие?
- С какой частью речи будем работать?
Глагол
- И сегодня узнаем что-то новое.
3. Чистописание
- Прочитайте слова:
ПОДБЕЖАЛИ, УЗНАЕТ, ВЪЕХАТЬ
- Что их объединяет?
- На чистописании мы напишем три строчные буквы.
- Первая буква встречается в приставке глагола прошедшего времени и обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук.
- Какая это буква? (д)
- В каком слове? (подбежали)
- Вторая буква находится в приставке глагола неопределённой формы.
- Какая это буква? (в)
- В каком слове? (въехать)
- Третья буква тоже в приставке, но глагола будущего времени.
- Какая это буква? (у)
- В каком слове? (узнает)
- Запишите все способы расположения этих букв.
д в у дву дув вду вуд увд удв
- Сколько способов записали? (6)
4. Создание проблемной ситуации.
- Запишите слова в сточку, через запятую.
ПОДБЕЖАЛИ, УЗНАЕТ, ВЪЕХАТЬ
- Разберём глаголы по составу.
- Сможем ли мы выполнить это задание?
- С чего начнём разбор?
- Как найти окончание в слове?
- Выделим окончание.
- Что нужно помнить, чтобы выделить основу слова?
- Выделим основу.
- Затем корень. Как это сделать?
- Остальные части слова.
(Остальные глаголы по такому же алгоритму)
Слайд №1
5. Составление алгоритма.
- Составим алгоритм разбора глагола по составу.
- С чего начинали разбор?
- Над какой темой будем работать?
Разбор глагола по составу
6. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с. 98.
- Сравним порядок разбора с нашим алгоритмом.
- Потренируемся в разборе.
- Выполним упр. 293.
- Прочитаем задание.
7. Физминутка для глаз.
Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали.
(Моргают глазками)
Посмотрите все в окно. (Смотрят влево и вправо)
Ах, как солнце высоко! (Смотрят вверх)
Мы глаза сейчас закроем. (Глаза закрывают ладошками)
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем (Смотрят по дуге)
Вправо влево повернем, а потом скатимся вниз (Смотрят вправо, влево, а потом вниз)
Жмурься сильно, но держись. (Жмурят глаза, моргают)
Слайд №2
8. Закрепление.
(Под музыку ученица читает стихотворение А.С.Пушкина)
- Какую картину рисует поэт?
- Какие глаголы употреблены в переносном смысле? (Сребрить)
- Спишите, вставьте пропущенные окончания.
- Проверим.
- Разберём глагол – скроется - по составу на доске.
- Глагол – роняет – 1 вариант
- проглянет – 2 вариант
- Проверим.
Слайд №3
9. Игра «Третий лишний».
- Найдите «лишний» глагол. Объясните.
1.Улетел, убегал, услышать, умел.
2. Смолкают, замирать, замолчать.
3. Поет, раздаётся, говорит, наступает.
4. Залетит, прибежит, наступает.
5. Заиграли, запел, замолчали, застонали.
Слайд №4
10. Творческая работа.
- Спишите текст, вставив подходящие по смыслу слова. (Под музыку)
На вечерней заре, когда в лесу _________
тишина, вдруг _____________________ песня.
Это _________________ сидящий на вершине огромной ели певчий дрозд.
Днём тоже можно _________________ певчего дрозда.
Только во второй половине осени и летом песни дроздов постепенно _____________.
Слова для справок: услышать, смолкают, раздаётся, наступает, запел.
- Разберём по составу слово: наступает.
Слайд №5
11. Итог урока.
- Какова же была тема нашего урока?
12. Домашнее задание.
С. 97-98 – правило.
С. 99, упр. 294