Ход занятия:
Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Путешествие необычное, а по правилам этикета. Но сначала, скажите, а что такое этикет? (это общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни и общении с людьми)
— Нужны ли такие общие правила? Для чего?
— Правильно, они помогают людям разумно и красиво оформить свое поведение, чтобы другие почувствовали проявленное к ним уважение, чтобы им было приятно общаться друг с другом,
— Как вы думаете, это простые или сложные правила?
— Почему они должны быть простыми? (чтобы их легко и приятно было выполнить)
— Но для этого их надо еще и знать, какие правила этикета вы знаете?
(каждый должен быть аккуратным, опрятным, вежливым точным, верным своему слову)
— Как мы называем человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)
— А вот в 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа - знаток правил поведения. Сегодня Вежа пожаловал к нам на наше занятие. (входит Вежа)
Вежа: Добрый день дорогие ребята! Добрый день уважаемые взрослые!
— Ребята, я Вежа!
— Хотелось бы вам быть вежливыми, воспитанными?
— Я предлагаю вам пройтись по лабиринту этикетных правил, (открывается доска, на которой несколько дверей)
— Прежде чем войти в лабиринт вы должны знать, что войти в него легко, а выйти можно, только овладев правилами.
Учитель: Ну, как, решимся зайти в лабиринт? Не страшно? (открывается первая дверца, за ней-картинка со стулом и надпись «Вот стул, на нем сидят»)
— А вот и первое препятствие: стул. Что здесь написано?
Вежа: Вот стул, на нем сидят. Очень важно правильно войти в помещение, где стоит стул.
Учитель: Ребята, а как нужно зайти в класс? (дети отвечают, что надо девочку пропустить вперед, приветливо улыбаясь) Давайте покажем, как это вы делаете.
Вежа: Молодцы! Это у вас хорошо получается А умеете ли вы сидеть на стуле?
Учитель: Конечно, умеем. Вам покажет это Даниил. (мальчик показывает, как нельзя сидеть на стуле)
Вежа: Аи! Ой!
Учитель: Ребята, а как надо сидеть на стуле? (прямо, но свободно, ноги не вытягивать, колени вместе) Покажите Веже, как надо сидеть.
Вежа: Ну, что же у вас получилось. Отправляемся дальше (открывается следующая дверь)
Учитель: Вторая остановка: стол. Вежа: Вот стол, за ним сидят.
Учитель: Ребята, как нужно сидеть за партой? (проигрывается сценка, где дети сидят за столом неправильно) Научите ребят сидеть правильно за столом.
Вежа: Справились вы и с этим заданием. Молодцы!
Учитель: Следующая остановка — «Блиц-опрос» (дети достают билетики, читают вопрос и отвечают)
Вежа: И с этим сложным заданием вы справились. Можно возвращаться. Но перед тем как выйти, надо открыть замочек, (дверца с замочком, в нем записочка)
Учитель: Как понимаете смысл этой пословицы «Уважаешь Человека - уважаешь и себя» Мудрая и верная мысль. Это главная мысль нашего занятия. Смотрите, замочек открылся. Еще раз хотите побывать в лабиринте этических правил? А сейчас скажем Веже до свидания и попросим прийти к нам в гости еще.